Поиск по сайту

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЖИВОЙ ЖУРНАЛ «ТРОПИНКА В ЖИЗНЬ»

Автономная некоммерческая организация содействия семьям, воспитывающим детей с ОВЗ «Радуга надежды», в 2020 году приняла участие в областном конкурсе среди социально ориентированных НКО на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области.

На конкурс был представлен социальный проект психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ – Живой журнал «Тропинка в жизнь».

На конкурсе данный проект был, поддержан экспертной комиссией и на реализацию данного проекта наша организация получила 300 тыс. рублей из областного бюджета.

Основная задача проекта - создать  такие  условия,  чтобы  дети – инвалиды  не чувствовали  себя «особыми»  детьми, не ощущали свою «оторванность», а чувствовали поддержку со стороны здоровых детей.

Цель проекта - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; воздействовать на семьи с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Создать условия для обеспечения равных возможностей детям-инвалидам, что должно помочь им включиться в общество и не чувствовать себя в этом обществе «другими».

Реализация задач проекта направлена на:

- психологическую поддержку родителей, которые воспитывают ребенка - инвалида;

- на расширение сферы общения их детей, проживающих в нашем районе с такими же детьми из других районов Ульяновской области;

- на способствование воспитанию у здоровых детей и подростков толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, путем вовлечения их в совместную деятельность.

Срок реализации проекта с 11 мая по 15 декабря 2020 года

Все мероприятия проекта проводятся в форме живого журнала. Каждая страница этого журнала имеет свое особое значение. Все мероприятия направлены на индивидуальную и групповую работу, как с детьми-инвалидами,  их родителями, так и с детьми из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их родителями.

Перечень мероприятий разнообразен – это лекции, беседы, семинары, занятия с педагогом-психологом, тренинги, творческие и спортивные мероприятия, игры.

Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, которая мешает полноценной реализации проекта, наш проект реализуется. Большинство мероприятий мы проводили в режиме онлайн. В период послабления ограничений некоторые мероприятия удалось провести в форме живого общения.

Первые две страницы журнала мы реализовали  в мае 2020 года. Участники проекта узнали о старте реализации проекта и  познакомились между собой и со специалистами, привлеченными для реализации «Живого журнала «Тропинка в жизнь». На тренинге общения и знакомства участников проекта «Игра – связующая нить»  приняло участие – 12 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, здоровых детей и их родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все участники познакомились друг с другом, научились выражать свои мысли и чувства в коллективе, научились договариваться и обсуждать замысел работы.

При реализации второй страницы «Живого журнала «Тропинка в жизнь» - диалога-беседы педагога-психолога с родителями детей-инвалидов «Мой особенный ребенок» приняло участие – 11 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родители узнали основные правила общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, научились поддерживать своих детей в различных ситуациях.

Так же в мае реализовалась третья страничка нашего Живого журнала  «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» - это спортивные мероприятия. В мероприятии приняло участие – 16 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, здоровых детей и их родителей. Участники проекта продемонстрировали, как они дома занимаются спортом, какие физические упражнения выполняют и каких добиваются успехов, в каких спортивных мероприятиях участвуют. При реализации этой странички не обошли и тему Covid-19. С родителями и с детьми проводились беседы и занятия по безопасности детей, находящихся одних дома.

В июне к Всемирному Дню защиты детей была реализована страничка «Ромашковое лето» - музыкально-театральное представление ко Дню защиты детей. Количество участников – 33 человека из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, здоровых детей и их родителей. Взрослые участники в костюмах сказочных героев выезжали к детям с ОВЗ на дом и поздравляли их с праздником. Также для детей проводились театрализованные представления в онлайн-режиме и мастер-классы по изготовлению открыток и цветов. Сами дети при этом, находясь дома, изучали детские стихи и песни, записи своих выступлений присылали нам, а мы выкладывали эти выступления в социальные сети и чаты, чтобы продемонстрировать для всех участников проекта.

Так же в июне была реализована страничка «Я рисую красками» арт-терапия для детей-инвалидов. Количество участников – 9 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и 18 детей воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для детей с ОВЗ были проведены онлайн-занятия по рисованию картин мазками кисти, пальцами рук и рисование ладошками. В то же время здоровые дети продемонстрировали свои нарисованные картины. И оказалось, если ребенок совсем не умеет рисовать, все равно можно найти выход из сложившейся ситуации и изобразить картину не хуже, чем настоящие художники, да еще весело и с пользой провести свободное время.

В этом году при реализации проекта мы не могли обойти тему 75-летия со Дня победы в Великой отечественной войне. Дети и их родители участвовали онлайн-марафонах «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Зажги свечу памяти». Основным моментом странички нашего «живого журнала» был конкурс детских сочинений – эссе «Почему я не хочу не войны», который мы провели 22 июня 2020 года в день годовщины начала ВОВ. Также в рамках этой странички ребята пели военные песни, читали стихи, рисовали картинки на военную тему и тему Победы, на онлайн-занятиях изготавливали открытки и сувениры для ветеранов и тружеников тыла. При проведении мастер-классов  привлекались педагоги из Детского дома творчества и школы искусств. Для проведения онлайн-занятий приглашались сотрудники краеведческого музея. Участниками проекта стали 8 детей из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и 21 ребенок, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В июле мы планировали провести коммунарские сборы для детей и их родителей, но из-за сложной эпидемиологической обстановки нам это сделать не удалось, однако все мероприятия, запланированные в рамках сборов, с участниками проекта проведены в онлайн-режиме – это и театральные представления, творческие выступления, мастер-классы, тренинги, конкурсы рисунков и спортивные мероприятия. Для реализации данной странички привлекались педагоги Детского дома творчества, школы искусств, сотрудники краеведческого музея и библиотеки. В мероприятиях приняло участие – 27 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, здоровых детей и их родителей.

В августе педагог-психолог провела с детьми в режиме онлайн ряд бесед на тему «Если мы едины, мы непобедимы», где при разговоре дети затрагивали такие темы, как толерантность, милосердие, уважение. Количество участников – 9 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и 12 детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специалистами было проведено онлайн-заседание для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему «Формирование адекватного восприятия своего ребенка», где неоднократно говорилось о том, что все дети разные, но все они РАВНЫЕ. Количество участников – 12 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

В период послабления карантинных мер – в сентябре с каждой семьей, воспитывающих детей с ОВЗ в отдельности проводилась работа в форме живого общения на тему «Идеальный родитель».  Количество участников  - 12 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родители научились управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях для налаживания благоприятного микроклимата в семье.

Так же в сентябре удалось реализовать в форме живого общения страничку живого журнала - «Сказка добрая моя». Количество участников – 12 человек (6 детей и 6 родителей). Здесь ребята участвовали в инсценировке сказочных представлений. И в инсценировке каждого представления участвовали как здоровые дети, так и дети с ОВЗ. Каждый чувствовал себя свободно, все дети вели себя расковано, и никто не замечал особенности развития как свои, так и других детей. Сказкотерапия проходила уже с применением нового оборудования, которое мы получили от реализации проекта.

В октябре была реализована страничка «Волшебные краски». Количество участников – 13 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья. При проведении мастер-классов, как в офлайн-режиме индивидуально для каждого ребенка, так и в онлайн-режиме, ребятам были продемонстрированы различные нестандартные формы рисования (рисование зубной щеткой, ватными палочками, бумажными трубочками, круглым ластиком на конце карандаша и т. д.). Ребята были, увлечены этими мастер-классами и у них повышалось настроение.

В ноябре для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья проведено занятие  «Социальное развитие родителей, формированию навыков социальной активности». В мероприятии приняло участие 11 родителей. Взрослым рассказывалось и доказывалось на примерах что не только дети, но и они сами должны развиваться для социальной активности и конструктивности поведения.

Так же в ноябре была реализована страница «Вкусный обед» - тренинг для детей и их родителей. Количество участников – 10 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. При выполнении заданий дети выражали свои чувства к любимым продуктам питания, от этого у них повышалось настроение и им хотелось как можно больше людей угостить этими продуктами. Дети и родители делились рецептами любимых блюд и присылали фото этих блюд.

В декабре при подведении итогов реализации проекта проведен онлайн-фестиваль «Должны смеяться дети», который проводился как для родителей, так и для детей – участников проекта. Для родителей проведен в онлайн-режиме круглый стол «Наши достижения». Количество участников – 24 человека. Родители высказывали свои мнения о реализации проекта, где звучали слова восхищения от проекта и слова благодарности организаторам проекта. Родители сформировали партнерские взаимоотношения с учреждением для взаимосвязи и взаимодополнения своих знаний, обогащение опытом. Так же проведен круглый стол в форме блиц-опроса с детьми  «Дети детям». Количество участников – 38 человек из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети поделились своими чувствами, что им понравилось и что не понравилось во время реализации проекта, и в каких мероприятиях еще хотели бы поучаствовать.

Кроме того, в рамках декады инвалидов, специалисты детям с ОВЗ вручали подарки, тем самым подводя итоги «Живого журнала «Тропинка в жизнь».

Проект успешно реализован, но мы не будем останавливаться на достигнутом результате, наш проект будем развивать и дальше. И мы надеемся, что в дальнейшем нам удастся провести его не только в онлайн-режиме, но и в форме живого общения.

При реализации проекта мы старались добиться таких результатов, чтобы было как можно меньше людей, негативно реагирующих на «особых» детей, чтобы дети с ОВЗ не стеснялись сами себя в обществе здоровых детей и  принимали активное участие  во всех детских мероприятиях.  

Основная цель проекта была достигнута. В запланированных мероприятиях участвовали как дети с ОВЗ, так и их здоровые сверстники. Участвовали дети одинаково с удовольствием, активно и творчески. Всего в проекте приняли участие: детей с ОВЗ – 37 человек, родителей, воспитывающих детей с ОВЗ – 37 человек, детей, воспитывающихся в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – 66 человек и родителей этих детей – 66 человек.

Расходование средств выделенного гранта имеет целевую направленность. Так как большую часть мероприятий проводил педагог-психолог, нам необходимо было создание полноценного рабочего пространства именно этого специалиста. Поэтому средства, которые мы получили на реализацию проекта, мы направили на организацию кабинета педагога-психолога и выделения в нем рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Это зона первичного приема и консультативной работы, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия эмоционального напряжения и зона коррекционно-развивающей работы.

По итогам реализации проекта «Живой журнал «Тропинка в жизнь» нами составлены фото-презентации, оформлены стенд и фотоальбом с аналогичным названием.

Директор                                             Н.В. Маланина

                                                                           

    Новости